Magnum — «Мы создали эту группу, чтобы действительно тяжело и продуктивно работать»

Magnum
Рейтинг статьи:
Просмотров: 1 921

Много сохранилось в более чем полувековой истории рок-н-ролла примеров, когда талантливые группы оставались сравнительно неизвестными по совершенно разным причинам. Одним из самых удивительных образчиков подобной несправедливости являются монстры британского рока Magnum. Слишком интеллектуальные для простого AOR’а, слишком мелодичные для буйного хард-рока, слишком «простые» для того, чтобы светиться в прессе с бесконечными скандалами, они лишь непродолжительное время находились на волне настоящего успеха. Однако за более чем 35 лет активной творческой жизни эта команда создала столько жемчужин песенного жанра, что не знать их настоящему фанату рока формата «oldschool» — настоящее преступление.

Тони Кларкин, гитарист и лидер группы, 2013:

Мы создали эту группу, чтобы действительно тяжело и продуктивно работать. Мы никогда не хотели быть поп-звездами, или что-то в этом роде. Мы просто хотели играть свою музыку так долго, как только сможем. И знаете, мы делаем это уже действительно долго, и возможно, для меня это и есть наше главное достижение… Музыка – это моя жизнь, поэтому я и занимаюсь ей так много лет.

История Magnum уходит корнями в начало 70-х, когда в составе Бирмингемской группы-резидента клуба «The Rum Runner» впервые встретились главные герои повествования – гитарист Тони Кларкин и вокалист Боб Кэтли. Именно их тандем всегда был и остается постоянной величиной группы, и именно благодаря им у группы появился свой, неповторимый музыкальный почерк – сочетание музыкальных идей Кларкина (который был и остается не просто основным, а единственным автором в группе – за редчайшим исключением) с узнаваемым вокалом Кэтли. Однако первые несколько лет группа играла каверы популярных песен, что, конечно, помогло отточить исполнительское мастерство, но не давало возможности реализовывать композиторский талант.

Положительные сдвиги в этом плане начались в 1976 году, когда группа поменяла место «прописки» на клуб «The Railway Inn». Именно там Кларкин постепенно начал формировать свой стиль написания песен, в связи с чем, конечно, возникла необходимость перенести творческие наработки на пленку и винил. Годом ранее, Кларкин и еще один участник группы того времени – басист/вокалист Дейв Морган – согласились помочь некоему Киму Холмсу в создании студии, причем Кларкин решил принять оплату за помощь не деньгами, а студийным временем на будущей студии, получившей название «Nest Studios». Большая часть раннего демо-материала Magnum, впоследствии сделавшего возможным заключение контракта с лейблом Jet Records, там и была записана. Следует упомянуть о таких ранних достижениях группы, как выпуск сингла «Sweets For My Sweet» (1975 г., лейбл CBS; сингл провалился в чартах, но, как и любая трудность, помог приобрести опыт) и гастроли на разогреве у Judas Priest в их британском туре в поддержку третьего альбома Sin After Sin(1977). В целом, правда, успех Magnum оставался минимальным.

Боб Кэтли, 2008:

Их (Judas Priest) гитарист К.К. Даунинг – парень «свой в доску». Мы с ним несколько раз весьма крепко «принимали на грудь». Priest – одна из самых важных и влиятельных «металлических» команд. Я буду вечно им благодарен за то, что они пригласили нас на совместные гастроли, ставшие для Magnum первым серьезным испытанием» (журнал Classic Rock, #5 (66) 2008).

Фактически, большая часть материала дебютного альбома «Kingdom Of Madness» была записана в 1976 году, тогда же сформировался более-менее стабильный состав группы: Кларкин – гитара, Кэтли – вокал, Колин «Уолли» Лоу – бас, Кекс Горин – барабаны, Ричард Бэйли – клавишные. Вышел дебютник на лейбле Jet Records только в 1978 году, но такая отсрочка пошла лишь на пользу – группа в 1976-1978 годах активно концертировала, что помогло приобрести некоторую фан-базу, и в итоге альбом занял 58 место в национальных чартах (на самом деле, весьма неплохой результат для дебюта) и получил высокую оценку в прессе (например, от знаменитого рок-журналиста Джеффа Бартона в журнале Sounds). Стилистически, альбом представлял собой весьма мелодичный рок с явным уклоном в прогрессив, а присутствие флейты явно намекало на влияние со стороны грандов Jethro Tull. Лирика – очень образная, под сильным влиянием фантастических произведений Майкла Муркока. Самым известным треком альбома и обязательным номером на живых выступлениях является титульный трек — «Kingdom Of Madness» — но в чуть более поздней версии 1979 года, когда она была перезаписана в простой и жесткой манере. Весь материал этой пластинки, как и почти всех последующих, был написан и аранжирован лидером группы – Тони Кларкином.

Октябрь и ноябрь группа провела в туре, разогревая новообразованную группу бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Ковердейла – Whitesnake. Лео Лайонз, возможно знакомый читателю по участию в группе Ten Years After, помог спродюсировать второй альбом Magnum, незамысловато названный Magnum II (Jet Records; 1979г.). Такой же незамысловато-минималистичной была и обложка диска, в отличие от собственно музыки, которая продолжила линию дебютника, вновь предоставив слушателю возможность окунуться в прогрессивные выкрутасы музыкантов. Как и в случае с «Kingdom OfMadness», большая часть материала уже была «протестирована» на живых концертах и была знакома фанатам. Несмотря на провал в чартах, альбом содержит немало интересного материала; наиболее успешными в долгосрочной перспективе оказались песни «Changes» и «Foolish Heart».

В ноябре 1979 группа отправилась в тур, «разогревая» Blue Oyster Cult. Живая запись с этого тура, запечатлевшая лондонское выступление в Marqee Club и названная Maradeur (Jet Records,1980 г.), достигла высшей, на тот момент, позиции в чартах – 34 место. В течении последующих пары лет, группа активно концертировала, разогревая то Def Leppard, то TygersOf Pan Tang; важным событием, подтвердившим растущий статус группы, было выступление на Reading Festival. Кроме того, на этом фестивале был впервые представлен новый клавишник, Марк Стэинвей, ставший последним элементом паззла «классического» состава и остающийся (с небольшими перерывами) участником группы и по сей день.

Magnum-1980

С третьим студийным альбомом группы произошла та же история, что и с дебютником – «Chase The Dragon» был записан в 1980 году, но вышел лишь два года спустя. А ведь записан он был всего за 13 дней! Продюсером пластинки выступил небезызвестный Джефф Гликсмэн, работавший ранее и впоследствии с такими монстрами, как Kansas, Paul Stanley (из Kiss),Gary Moore, Black Sabbath и многими другими.

Возросший профессионализм участников, наконец найденное собственное звучание, прекрасный продюсер и жажда наконец добиться успеха – все это помогло создать первый действительно успешный альбом группы; такие треки, как «Spirit», «Sacred Hour», «Soldier On The Line», «Back To Earth» (вышедшая только на сингле к альбому) на много лет прочно «застряли» в списке обязательных для исполнения на живых выступлениях и частенько оказываются в сборниках «лучших вещей». Альбом также интересен тем, что обложку для него – впервые, но далеко не последний раз – рисовал известный художник Родни Мэттьюз, работающий в жанре «фэнтези».

Поиграв в Великобритании вместе с швейцарцами Krokus, Magnum отправились в США для того, чтобы отыграть несколько выступлений на разогреве у «великого и ужасного» Оззи Осборна. Те концерты волею судеб так и остались единственными, отыгранными группой за пределами Европы. Свидетельством этого исторического — с точки зрения Magnum — события явился концертный альбом «Invasion Live», вышедший, правда, только в 1989 году.

Кэтли, 2008:

Мы познакомились с Оззи Осборном во время американских гастролей 1982 года, поскольку были «приписаны» к одному лейблу – Jet Records.Оззи выдавал шутки чуть не каждую минуту. Было странно наблюдать по телевизору, как этот сверхзнаменитый рок-монстр на пару с Шэрон косят под массовиков-затейников – и это при том, что Шэрон — самая настоящая «бизнес-вумэн»!» (журнал Classic Rock, #5 (66) 2008).

Финансовые проблемы лейбла вынудили группу самостоятельно продюсировать очередной альбом группы (этим занялся, естественно, Кларкин), названный «The Eleventh Hour» и вышедший в 1983 году. В Соединенном Королевстве он достиг 38 места в чарте, но, на самом деле, не оправдал ожиданий группы – ни в коммерческом, ни в чисто творческом смысле – задуманный, как более «раздутое» и помпезное продолжение предыдущего альбома, на деле он не имел такого же хитового потенциала. Несмотря на это, альбом совсем неплох – может он просто был не ко времени? Первый трек альбома, «ThePrize», наглядно демонстрирует, что Тони Кларкин не потерял таланта композитора — но в тот момент альбом не показал и явного движения вперед. А с учетом конкуренции, задаваемой в то время флагманами жанра, ныне известного как «классический рок», это оказалось катастрофой. После стартовавшего в мае 1983 года турне (в котором, кстати, Magnumприбегли к услугам второго гитариста, Робина Джорджа) и выступления на фестивале в Рединге, пути группы с их лейблом разошлись. Мало того, еще и в самом стане группы начались проблемы – ушел сначала барабанщик Кекс Горин, а затем (к счастью, временно) и Марк Стэнвэй. И словно, этого было мало, заболел сам Кларкин (к счастью, не серьезно и не надолго), которого на части концертов подменил Лоуренс Арчер.

Magnum-1985

Оказавшись в тяжелых условиях, группа была готова прекратить существование – даже Боб Кэтли обзванивал знакомых в музыкальном бизнесе, пытаясь узнать, не требуется ли куда-нибудь вокалист. Однако, как это зачастую бывает, под определенным давлением совершается прорыв – и таким прорывом стал следующий альбом группы, сочиненный Тони Кларкином в полудепрессивном состоянии в одиночестве у себя дома. Записанный на этот раз для лэйбла FM Records (сделка на один альбом) с вернувшимся в состав Марком Стэнвеем, «On a Storyteller’s Night» вышел в 1985 году и превзошел все ранние достижения группы – и в чартах (24 место в Британии), и в творческом плане. Альбом оказался просто россыпью бриллиантов песенного жанра – будь то красивая антивоенная баллада «Les Morts Dansant», хитовый поп-хард «Just Like an Arrow», мрачновато-прекрасная «How Far Jerusalem» или сказочная, с привкусом произведений Толкиена «On a Storyteller’s Night» — все эти песни (да и почти все остальные с этого альбома) стали частыми гостями как «живых» выступлений, так и различных компиляций. На песню «Just Like an Arrow» был снят первый полноценный видеоклип группы, впрочем не имеющий особенной творческой ценности – в отличии от блистательного оформления самого альбома, вновь сделанного Родни Мэттьюзом.

Успех альбома позволил группе заключить контракт с мэйджор-лэйблом Polydor Records, а также с ветерком прокатиться с гастролями по Европе, в том числе выступив на именитом фестивале Monsters of Rock, в одной компании с Bon Jovi,Metallica, ZZ Top и другими.

Первым альбомом для нового лейбла стала спродюсированная барабанщиком группы Queen Роджером Тэйлором и продюсером Дэвидом Ричардсом (работал с Queen, David Bowie, Yes) пластинка «Vigilante» (1986). Звук на альбоме стал более мягким, но качество самого материала было на высоте, хоть и в чем-то уступая «On a Storyteller’s Night». Явные хиты, вошедшие в золотой фонд группы — «Lonely Night», «Midnight (You Won’t Be Sleeping)», «Need a Lot of Love», и «Vigilante» (на первые два были сняты видеоклипы). В целом альбом повторил коммерческий успех предыдущего диска, заняв ту же 24 строчку чартов. Тур в поддержку альбома был поделен на три части (март 1986, сентябрь-нобярь 1986 и март 1987, с участием в Reading Festival).

Magnum-1988

Коммерческого пика группа достигла с выходом очередного альбома – Wings Of Heaven (1988). Альбом занял пятую строчку хит-парада и являл собой прекрасный образчик AOR с примесью чисто Magnum’овского звучания. Как и в случае с шедевром 1985 года, большая часть материала пластинки стала классикой – энергичная «Days of No Trust», возвышенная «Wild Swan», мелодичная до приторности «Start Talking Love», замечательная баллада «It Must Have Been Love» и, конечно, заключительный антивоенный эпик «Don’t Wake The Lion». Три сингла с альбома попали в Top 40, было снято два видеоклипа, а группа наконец достигла «стадионного» уровня – по крайней мере, в Британии, и несколько аншлаговых концертов в именитом Hammersmith Odeon тому подтверждение. Запись одного из хэдлайнерских выступлений того времени доступна на видео, хоть и в явно подправленном в студии виде… но кто в то время поступал иначе?

Кэтли, 2011:

80-е это мое любимое время нашей карьеры. Тогда о Magnum наконец узнало действительно много людей. Пожалуй, с середины 80-х по ранние 90-е… Wings Of Heaven, Goodnight L.A… фантастическое время.

Magnum-1990

На волне успеха группа уверовала в свои силы и нацелилась на Штаты. В 1990 году группа отправилась в Лос-Анджелес, где под чутким руководством сверх-успешного продюсера Кита Ольсена, разрабатывавшего фирменный саунд таких монстров, как Оззи и Whitesnake (помимо прочих) был записан очередной альбом – Goodnight L.A. Звук окончательно видоизменился, став «американизированным» — но это не помогло. Показателен факт, что изначально с альбома планировалось издать три сингла – «Rockin’ Chair», «Heartbroke and Busted» и «No Way Out», но последний так и не был выпущен из-за слабых продаж первых двух. И хотя альбом содержал немало сильного материала, группа так и не сыграла концертов в США, альбом стал разочарованием в коммерческом смысле даже при поддержке двух видеоклипов, заточенных под MTV, и пути группы и лейбла Polydor разошлись. Последним совместным творением был концертник «The Spirit» (1991).

В течение следующих трех лет группа выпустила три альбома на разных лейблах – Sleepwalking (1992), Keeping the Nite Light Burning (1993) и Rock Art (1994). По сути, первый и третий были продолжением Goodnight L.A, а второй является акустической переработкой классических Magnum’овских вещей. Ни один из этих дисков не имел сколько-нибудь значимого коммерческого успеха, хотя, как и обычно, все они содержали интересный материал с фирменной мелодикой и интересными аранжировками. Группа не переставала концертировать, однако размеры площадок все уменьшались; в 1994 году часть выступлений пришлось отменить.

В конце концов, Тони Кларкин заявил о роспуске группы после «прощального» тура. Записи последних концертов легли в основу концертного диска Stronghold (в континентальной Европе вышедшего под названием The Last Dance).

Тони Кларкин:

Распад группы в середине девяностых был просто необходим для меня. С конца 70-х, с момента приготовлений к записи нашего дебютного альбома, ни одного месяца не прошло, чтобы я не работал для группы, сочинял для нее или хотя бы постоянно о ней не думал. Почти двадцать лет все мои мысли крутились вокруг Magnum. Мне был нужен перерыв, чтобы очистить свои мысли и быть способным вновь посвятить себя группе с новой энергией.

Magnum-Конец статьи

Как ясно из вышеприведенной цитаты, это было концом лишь «классического» Magnum. Потом было много чего: проект Hard Rain, где вновь вместе работали Кэтли и Кларкин, сольная карьера Кэтли, и, наконец, возвращение их главного детища к активной жизни в новом тысячелетии. За последние 12 лет (2002 -2014 гг) группа записала 7 полноценных студийных альбомов и дала множество шоу, но это уже совсем другая история…

Похоже, несмотря на солидный возраст участников, они не собираются останавливаться. Будем надеяться, что они выпустят еще немало удивительной музыки, способной перенести слушателя в сказочный мир, созданный недооцененной, но невероятно талантливой группой.

Статью подготовил: Артем Селин